Версия:2.51
Skip Navigation LinksKPMI > О методике

KPMI (Keys to Personal Mastery Inventory) «Ключи персонального мастерства».

Дигностическая методика (опросник) «Ключи персонального мастерства» предназначена для оценки психологического потенциала личности, её сильных и слабых сторон, а также зон оптимального развития. Психологический потенциал личности оценивается через анализ индивидуальных процессов восприятия и переработки информации.

Методика разработана на основе идей известного швейцарского психолога Карла Юнга, его американских последователей К.Бриггс и И.Майерс, а также основателя системного НЛП Питера Врицы. В дополнение к возможностям всемирно известного опросника Майерс-Бриггс (MBTI), методика KPMI системна - она позволяет рассмотреть личность во всей взаимосвязи и единстве её противоречивых качеств, а не как набор фиксированных точек на шкале (психотип). Автором методики KPMI является научный коллектив компании «Психология и бизнес онлайн». Работы над методикой начаты в 2004 году и продолжаются до сих пор. Опросник KPMI, так же, как и его прототип – опросник MBTI, позволяет выявлять особенности пополнения человеком запаса энергии (шкала экстраверсия - интроверсия), различия в способе сбора информации (шкала сенсорность - интуиция), принятии решений (шкала мышление - чувствование) и организации взаимодействия с внешним миром (суждение - восприятие). Это методика, позволяющая, в отличие от психологических типологий, рассматривать социальные проявления психологических качеств, что особенно важно для выявления поведенческих стереотипов, для практического применения методики в ситуациях оценки потенциала личности и её развития.

Методика KPMI позволяет подходить к личности как системе, взаимодействующей с противоположными тенденциями окружающего её мира. Уровень развития тех или иных качеств даёт возможность оценить то, насколько человек способен оперировать, например, с неопределёнyостью или, наоборот, чувствовать себя комфортно в чётко структурированной среде. Получать удовольствие от генерирования идей или, напротив, от конкретных, осязаемых результатов. Ориентироваться в принятии решений на логику и/или эмоции. По-другому, назначение методики можно определить как инструмент воссоздания индивидуального «рисунка» или «узора», отражающего уровни развития спосоьности «управлять» ведущими противоположностями. Данный «рисунок» необходим для осознания направления гармоничного и целостного развития личности – специалиста, руководителя, успешного лидера.

Одной из особенностей методики является получение пространственной модели личности, отражающей её профиль в базовых противоположностях, а также показателей, отражающих системные характеристики личности: Объем* и Смещение*.

*«Объем» – это объем фигуры, образованной полученными индивидуальными значениями показателей. Психологически «объем» отражает величину потенциала тестируемого. То есть чем больше объем, тем большим потенциалом обладает личность. В данном случае под потенциалом понимается способность личности демонстрировать различные, в том числе противоположные типы поведения, способы принятия решения, восполнения жизненной энергии и восприятия информации. Максимальный возможный объем – 10,00

*«Смещение» - физически отражает величину смещения фигуры относительно центра диграммы. Психологически «смещение» отражает степень сбалансированности личности. Чем больше смещение – тем менее сбалансирована личность. Чем меньше «смещение», тем личность более гармонична и сбалансирована. Отсутствие баланса в данном случае понимается как предпочтение личностью только одного стиля поведения, способа принятия решения, восполнения жизненной энергии и восприятия информации.

Чем больше объем, тем большую гибкость может проявлять человек в своей деятельности, т.е. может демонстрировать противоположные качества в зависимости от ситуации. На приведенном рисунке фигура смещена в левый верхний угол – это и есть смещение. Баланс в этом случае нарушен в пользу:

  • восприятия мира посредством вынесения суждений (J),
  • принятия решений с опорой на логику (T),
  • предпочтение внутреннего источника восполнения энергии (I),
  • а также восприятие мира через конкретные осязаемые факты(S);

в ущерб:

  • способности к непосредственному восприятию мира и умению реагировать на изменения (P),
  • принятием решения на основе ценностных характеристик и заботе об окружающих (F),
  • предпочтению внешних источников восполнения энергии (E) и в ущерб интуиции(N).

Об использовании методики для развития управленческих и лидерских качеств.

В настоящее время – время высоких технологий, быстрых изменений и повышения значения человнческого фактора, для руководителей - лидеров бизнеса, недостаточно развивать только одну, изначально успешную сторону личности. Ситуация требует гармоничного раскрытия. По Юнгу это возможно только путем перевода в сознание вытесненных в бессознательное противоположностей, ранее признававшихся бесполезными. Практика показывает, что для современных менеджеров чаще всего нужно развивать способность опираться на ценности и интуицию, тогда как работа с конкретными фактами и опора на рациональное хорошо развиты и уже находятся в приоритете.

Получаемое с помощью методики представление об управленческом потенциале обладает также и мотивационной функцией, поскольку демонстрирует наличный уровень развития лидерского потенциала, и одновременно предлагает приоритетное направление развития, например, с помощью целенаправленных тренингов и программ развития навыков.

Еще один вариант работы с опросником - это диагностика управленческой ситуации в подразделении. Можно провести системную оценку соответствия личности руководителя подразделению. Как видим на рисунке, руководитель и сотрудники (красная и жёлтая фигуры) разбалансированы по-разному. Баланс у руководителя смещен в «суждение-целенаправленность» и «опору на внутреннее», что служит основой непонимания и трудностей управления коллективом.

Психометрический анализ методики «Ключи персональногомастерства» (Keys to Personal Mastery Inventory - KPMI)

Тест «Ключи персонального мастерства» предназначен для определения индивидуального поведенческого стиля личности, что позволяет прогнозировать, в какой сфере деятельности личность может достигнуть мастерства, или определить, какие поведенческие паттерны необходимо развивать для достижения мастерства в избранном виде деятельности.

Для психометрического анализа первоначальной версии методики использовались протоколы свыше 600 респондентов - участников проектов компании «Психология и бизнес он-лайн». В результате анализа утвердилась избранная структура методики, а также было сокращено число вопросов теста и скорректированы формулировки некоторых вопросов.

Существующий вариант методики содержит 142 вопроса, каждый из которых имеет 2 варианта ответа, сгруппированные в 4 биполярных шкалы.

E-I – источник энергии во внешнем – или во внутреннем мире

S–N – способ восприятия информации: посредством органов чувств – посредством интуиции

T–F – способ принятия решений и вынесения оценок – посредством логических построений – посредством ценностных суждений на основе эмоциональных оценок.

J–P – способ организации деятельности (отношение к неопределенности): упорядочивание и контроль – высокая толерантность к неопределенности, спонтанность.

Особенностью методики является наличие 2-х типов вопросов на каждую шкалу:

  • первый тип вопросы дихотомические, каждый из ответов на который имеет нагрузку на один из полюсов шкалы;
  • второй тип вопросов накопительные – один вариант ответа имеет нагрузку на шкалу, а второй является нейтральным.

Второй тип вопросов введен для увеличения достоверности выявляемых поведенческих предпочтений, их наличие несколько смягчает строгую дихотомичность первоначального варианта теста и оставляет респонденту возможность продемонстрировать свою поведенческую гибкость.

Стандартизация существующего варианта методики проводилась с использованием более 2000 протоколов добровольцев (взрослых работающих специалистов вразных сферах деятельности, а также свыше 600 руководителей различного уровня в возрасте от 21 до 65 лет), прошедших Интернет-версию теста на одноименном сайте www.kpmi.ru

Оценка валидности

Валидность теста – это способность теста измерять именно то, на что тест направлен.

В данном случае для проверки валидности использовался метод экспертных оценок. Задача экспертов состояла в том, чтобы наблюдать за поведением респондентов в ситуациях реальной жизни и в специально разработанном бланке наблюдений отмечать, в какой степени соответствует человеку тот или иной критерий. Для каждой шкалы были выбраны и внесены в бланк наблюдений 12-15 поведенческих критериев. Между оценками экспертов и данными теста была обнаружена значимая корреляционная связь:

E_KPMI0,885
I_KPMI0,599
S_KPMI0,756
N_KPMI0,413
T_KPMI0,668
F_KPMI0,597
J_KPMI0,693
P_KPMI0,612

Оценка надежности

Надежность теста – определяется степенью совпадения результатов при повторном тестировании одних и тех же людей в одинаковых условиях (ретестовая надежность), а также низкой вероятностью ошибок измерения, связанных с самим инструментом.

Проверка надежности проводилась соответственно в 2-х направлениях:

  • ретестовая надежность (выборка около 100 респондентов, период перетестирования – 21 день) – самую высокую надежность показали шкалы E-I и S.
  • оценка внутренней согласованности теста – внутренняя согласованность теста обуславливает ту часть ошибки, которая связана с отбором заданий – проводилась посредством расчета альфа-коэффициента Кронбаха. Данный коэффициент представляет собой оценку надежности, базирующуюся на гомогенности шкалы или сумме корреляций между ответами испытуемых на вопросы внутри одной и той же тестовой формы.

В нашем случае рассчитанный для каждой шкалы альфа-коэффициент надежности Кронбаха показал в целом хороший уровень внутренней согласованности:

Наименование шкалыКоэффициент Кронбаха
E_KPMI0,760
I_KPMI0,745
S_KPMI0,705
N_KPMI0,696
T_KPMI0,765
F_KPMI0,743
J_KPMI0,801
P_KPMI0,818

Достоверность.

Все респонденты были добровольными участниками исследования, заинтересованными в результатах – это обеспечило высокую достоверность данных тестирования.

Приведенные данные подтверждают высокое качество и эффективность методики.

Дополнительную информацию о возможностях глубинной профессионально-психологической оценки руководителей и персонала организации с помощью методики KPMI читайте здесь.

Создатели

Создатели 

 

 
© 2009, Психология и бизнес он-лайн.